Молва – жестокий палач. Сколько замечательных людей подверглись её суровому наказанию!
Настало время восстановить доброе имя еще одного доблестного мужа. Речь о знаменитом Герострате из Эфеса. В 356 г. этот человек поджег знаменитый храм Артемиды Эфесской и навсегда вошел в историю как кощунственный вандал, способный на все ради известности. Он был приговорен к смерти, но еще большему забвению предали его имя.
Мне, однако, кажется весьма сомнительным, чтобы человек пошел на такое дело ради вечной славы. К тому же весьма дурной славы. Он ведь прекрасно знал, что за приговор его ожидает. А если так, то разве мы не ценим в человеке более всего храбрость и презрение к смерти?
Да если бы не Герострат, кто бы сейчас помнил про этот несчастный храм некой Артемиды? Ведь только благодаря нашему герою он получил всемирную известность и стал одним из чудес света! И если уж так плох Герострат, объясните мне, в какую ночь родился бы великий Александр
Македонский?
Вы сами видите, что у Герострата были совсем другие мотивы. Действительно, почему бы не пожертвовать своей жизнью ради блага других людей? Вот Герострат и поджег храм. Тем самым он избавил благодарных студентов от еще одной громадины античного мира. Я думаю, особенно благодарны ему студенты истфака, а также филологи-классики. Ведь бесконечно любим мы средневековых монахов-переписчиков, которые подсократили непомерно великий корпус античной литературы? Ведь уважаем мы знаменитого Генриха Шлимана, который раскопал Трою и Микенский дворцы, похоронив при этом все надежды на дальнейшее их изучение? А ведь эти люди руководствовались жаждой славы не меньше, чем сам Герострат!
Итак, словно из тьмы веков перед нами восстает образ нового Герострата. Мы видим его просветленное лицо: не бесчинствующий злодей с коварными планами, не опасный безумец, готовый на святотатство, но самоотверженный высокодуховный человек, способный предвидеть ход истории. Он словно возвышается над слепым судом толпы и величественным жестом руки указывает нам путь в великое будущее. Будущее, свободное от лишних реликвий культуры и ненужной информации. Будущее, в котором знаменитым не только может, но и должен стать каждый!